В различных духовных традициях существует большое многообразие практик трансформации энергии. Цель этой статьи - дать описание единого принципа, по которому строятся такие практики. Мы будем исходить из идеио том, что современный человек может обнаружить и использовать некую абстрактную, универсальную энергетическую практику, изоморфную тому, что с разной степенью проявленности заключено в любой традиции.
Эта универсальная практика, как будет видно ниже, состоит из нескольких
одновременно протекающих разноуровневых практик (хотя в рамках одной
традиции не принято осознанно работать сразу со всеми уровнями). Все эти практики строятся по единому универсальному закону, который ниже мы сформулируем в виде нескольких аксиоматических принципов. В разных традициях эти принципы предъявляются в форме философских или этических категорий, хотя в действительности это не более чем закономерности эволюции энергии.
Для того, чтобы описать классификацию этих практик, удобно исходить из
модели тонких тел, принятой в традиции и породившей впоследствии
различные многоуровневые модели в психологии (пирамида Маслоу,
логические уровни в НЛП и т.д.). В традиции считается, что кроме
физического тела человек обладает "телами" ощущений, эмоций, мыслей,
событий, ценностей и - телом идентичности, в котором заключено
бессмертное "я" и неосознаваемое знание о миссии. Каждое следующее тело
состоит из материи более тонкого порядка. Интеллектуально познаваемыми
и, следовательно, описуемыми в словах являются только те телесные планы,
которые расположены ниже ментального:
Стрелками обозначены энергетические потоки, объединяющие все телесные уровни в замкнутую систему [1].
Сопоставим каждому из "тонких тел" особую энергетическую практику.
Тогда можно говорить о трансформации эфирной энергии, трансформации
астральной (эмоциональной) энергии, ментальной энергии и т.д., причем
процесс, в ходе которого энергия трансформируется, представляет собой
(по определению) медитацию соответствующего тела.
С другой стороны, если мы возьмем любую проблему, то обнаружим, что она
представлена одновременно во всех тонких телах. Предположим, человек
находится в событийном тупике. Тогда у него возникает, в соответствии с
его картиной мира, определенный набор горестных мыслей (ментальный
тупик), негативных эмоций (астральный тупик), плохое самочувствие
(эфирный тупик) и т.д. В физическом теле такому тупику, как правило,
соответствует мышечный спазм (блок), характерный для данной картины
мира.
Для решения проблемы можно использовать с разной степенью эффективности
медитации разных тонких тел, как это принято в различных традициях и в
современной психологии. Наша цель, однако, построение единой,
универсальной практики, в которую включены медитации всех планов,
включая работу с мышечным блоком. Эти медитации строятся также по
единому принципу. Рассмотрим его на примере медитации эфирного тела, или
эфирной медитации (под этим подразумевается трансформация ощущений).
Введем два типа внимания: центральное и периферийное (концентрация и
расфокусировка, соответственно, "второе" и "первое" [2] внимание).
Одновременные расфокусировка и концентрация внимания - это то особое
состояние, из которого можно управлять энергией. Технически это
состояние достигается следующим образом:
Владение таким состоянием делает возможной, в частности, эфирную медитацию.
Шаги следующие:
дискомфорт как бы меняет свои очертания в теле, он может подниматься,
опускаться, перемещаться по телу в разных направлениях - и в конце
концов либо растворяется во всем теле, превратившись в приятное тепло
или жар, либо как бы выходит за пределы тела, оставив после себя чувство
легкости или, наоборот, приятной наполненности, т.е. негативная эфирная
энергия трансформируется в позитивную.
Если после этого снова ассоциированно войти в данный фрагмент
конфликта, то эмоции раздражения там уже не будет, т.к.
трансформированная эфирная энергия поднялась на астральный уровень по
восходящему потоку. Тогда подобная медитация - способ изменить свое
прошлое. Если таким образом работать с эфирной проекцией обиды, то
результатом будет искреннее, а не ментальное прощение обидчика, т.к. в
теле стирается память об обиде. Такого результата нельзя достигнуть,
прибегая к ресурсным техникам, например, аффирмациям или ритуальному
прощению. Настоящий, необратимый результат возможен, наоборот, только
при осознанном и бесстрашном усилении страдания вплоть до его полной
трансформации - в христианстве это называется "принять страдание" -
потому что во всех тонких телах и в физическом теле при этом не должно
быть сопротивления и напряжения, они должны быть расслаблены. Можно
предположить, что идея подставить левую щеку, если тебя ударили по
правой - это не столько буквальная инструкция, сколько метафорическое
описание данной техники усиления ощущений либо ее каузальный вариант.
Этот принцип - расслабившись, идти навстречу страданию (т.е.
усиливать его) - определяет также структуру медитаций астрального,
ментального, каузального и других уровней.
Еще один важнейший принцип в трансформации энергии любого телесного
уровня - никогда не отвлекаться на содержание эпизода, интересуясь лишь
структурой практики и удерживая себя на каждом ее этапе до получения
ожидаемого на этом этапе результата.
Описание медитативных техник для ментального и последующих уровней
выходит за рамки данной короткой статьи; дадим здесь одну из техник астральной медитации.
Первые шаги уже известны, это вход в трансформирующую медитацию любого
тела: вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию, определить эмоцию,
расфокусировать первое внимание по всему телу, расслабиться и углублять
расслабление в течение всей медитации.
Дальнейшие шаги:
синхронно участвуют разные телесные уровни. В данных медитациях работа
начинается с ментального и охватывает все нижележащие уровни. При таком
способе действий гарантировано улучшение физического состояния, т.е.
некоторое приближение к исцелению. С помощью такой многоуровневой
медитации можно снимать любое обострение хронических заболеваний и
вылечивать острые заболевания. В таких случаях медитации должно
предшествовать выслеживание симптома, т.е. мысли и фрагмента картины
мира, порождающих симптом.
О позитивных изменениях на более тонких планах - каузальном или
буддхиальном - также можно говорить, однако эти изменения, если они и
будут, достаточно иррациональны и случайны, нет никаких гарантий, что
они произойдут. Для того, чтобы получить запланированные изменения на
более тонких уровнях, т.е. ликвидировать каузальный тупик, необходима
каузальная медитация, описание которой не входит в задачи данной статьи.
Упомянем только, что в этом случае оптимизируется событийный поток.
Аналогично, можно сформулировать правила трансформации энергии
буддхиального тела. В результате приходит восприимчивость к все более
тонким ценностям и граням ощущения "я", чувствованию миссии. Личность
освобождается от всех искажений, соответствующих проработанному эпизоду.
Уже говорилось о том, что в традиции принято прорабатывать каждый
уровень отдельно. На это тратятся годы (сначала на проработку эфирного
тела, потом астрального и т.д.) Скажем, хатха-йога - это трансформация
энергии, в основном, физического и эфирного тел; бхакти-йога -
трансформация энергии астрального тела, раджа-йога - ментального,
карма-йога - каузального и т.д. В психологии для решения проблемы также
принято использовать отдельно техники, предназначенные для разных тонких
тел (рефрейминг - работа с ментальным планом, ресурсные техники - с
астральным и т.д.).
Мы верим, однако, что современный человек (если он достаточно зрел и
реализован в серьезной профессии) в принципе обладает достаточно
развитыми концентрацией и чувствительностью, чтобы перейти от
постепенного прохождения телесных уровней к единой универсальной
медитации, синхронно включающей все планы от физического до
буддхиального и сознательно трансформировать энергию всех уровней,
реально приближаясь к целостности и соответствию своей миссии, и при
этом оставаясь социально успешным мирянином. Естественно, что если
практики, подобные описанным, становятся образом жизни и применяются к
тысячам эпизодов (практика перепросмотра личной истории), позитивные
изменения охватывают все большие контексты, что ведет к все более
полному исцелению всех тонких тел. Как и в традиции, здесь не должно
ставиться конкретных задач, как это принято обычно в психологии (все, на
что претендует человек, движущийся в традиции, это лишь очень
постепенное накопление личной силы). Непрерывно практикуя синхронную
медитацию, этого можно достичь на порядок быстрее, чем в традиции.
Известно, что миссия задается и фиксируется моментом рождения и
пребывает в тонком плане, а жизнь заключается в том, что миссия
опускается в плотный план - к сожалению, слишком часто в виде проблемы
(по типу страх - симптом). В предлагаемых здесь многоуровневых техниках
этот механизм используется в его целебном аспекте (по типу
энергетическая практика в более плотном плане - внесение результата в
более тонкий план). Это отличает предлагаемую здесь практику от того,
что обычно используется и в традиции, и в общепринятых психологических
подходах.
[1] Для описания структуры удобно воспользоваться схемой тонких тел (см., например, описание А.Подводного).
[2]Содержательное наполнение терминов "первое внимание" и "второе внимание" здесь отличается от описанного Кастанедой.
Статья опубликована в журнале "Вестник интегративной психологии", Ярославль, 2003.
Эта универсальная практика, как будет видно ниже, состоит из нескольких
одновременно протекающих разноуровневых практик (хотя в рамках одной
традиции не принято осознанно работать сразу со всеми уровнями). Все эти практики строятся по единому универсальному закону, который ниже мы сформулируем в виде нескольких аксиоматических принципов. В разных традициях эти принципы предъявляются в форме философских или этических категорий, хотя в действительности это не более чем закономерности эволюции энергии.
Для того, чтобы описать классификацию этих практик, удобно исходить из
модели тонких тел, принятой в традиции и породившей впоследствии
различные многоуровневые модели в психологии (пирамида Маслоу,
логические уровни в НЛП и т.д.). В традиции считается, что кроме
физического тела человек обладает "телами" ощущений, эмоций, мыслей,
событий, ценностей и - телом идентичности, в котором заключено
бессмертное "я" и неосознаваемое знание о миссии. Каждое следующее тело
состоит из материи более тонкого порядка. Интеллектуально познаваемыми
и, следовательно, описуемыми в словах являются только те телесные планы,
которые расположены ниже ментального:
Стрелками обозначены энергетические потоки, объединяющие все телесные уровни в замкнутую систему [1].
Сопоставим каждому из "тонких тел" особую энергетическую практику.
Тогда можно говорить о трансформации эфирной энергии, трансформации
астральной (эмоциональной) энергии, ментальной энергии и т.д., причем
процесс, в ходе которого энергия трансформируется, представляет собой
(по определению) медитацию соответствующего тела.
С другой стороны, если мы возьмем любую проблему, то обнаружим, что она
представлена одновременно во всех тонких телах. Предположим, человек
находится в событийном тупике. Тогда у него возникает, в соответствии с
его картиной мира, определенный набор горестных мыслей (ментальный
тупик), негативных эмоций (астральный тупик), плохое самочувствие
(эфирный тупик) и т.д. В физическом теле такому тупику, как правило,
соответствует мышечный спазм (блок), характерный для данной картины
мира.
Для решения проблемы можно использовать с разной степенью эффективности
медитации разных тонких тел, как это принято в различных традициях и в
современной психологии. Наша цель, однако, построение единой,
универсальной практики, в которую включены медитации всех планов,
включая работу с мышечным блоком. Эти медитации строятся также по
единому принципу. Рассмотрим его на примере медитации эфирного тела, или
эфирной медитации (под этим подразумевается трансформация ощущений).
Введем два типа внимания: центральное и периферийное (концентрация и
расфокусировка, соответственно, "второе" и "первое" [2] внимание).
Одновременные расфокусировка и концентрация внимания - это то особое
состояние, из которого можно управлять энергией. Технически это
состояние достигается следующим образом:
- Расфокусировать внимание так, чтобы чувствовать все тело, от макушки до кончиков ног - значит, находиться "в первом внимании".
- Одновременно удерживать концентрацию на локальном ощущении - например, найти какую-то конкретную боль, дискомфорт в теле - это уже подключилось второе внимание.
Владение таким состоянием делает возможной, в частности, эфирную медитацию.
Шаги следующие:
- Вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию (например, фрагмент конфликта).
- Определить свою эмоцию в данном фрагменте (например, раздражение).
- Войдя в первое внимание (т.е. чувствуя все тело), отследить телесный (эфирный) дискомфорт, вызванный этой эмоцией и захватить его в фокус второго внимания.
- Усиливать ощущение дискомфорта, одновременно расслабляя тело.
дискомфорт как бы меняет свои очертания в теле, он может подниматься,
опускаться, перемещаться по телу в разных направлениях - и в конце
концов либо растворяется во всем теле, превратившись в приятное тепло
или жар, либо как бы выходит за пределы тела, оставив после себя чувство
легкости или, наоборот, приятной наполненности, т.е. негативная эфирная
энергия трансформируется в позитивную.
Если после этого снова ассоциированно войти в данный фрагмент
конфликта, то эмоции раздражения там уже не будет, т.к.
трансформированная эфирная энергия поднялась на астральный уровень по
восходящему потоку. Тогда подобная медитация - способ изменить свое
прошлое. Если таким образом работать с эфирной проекцией обиды, то
результатом будет искреннее, а не ментальное прощение обидчика, т.к. в
теле стирается память об обиде. Такого результата нельзя достигнуть,
прибегая к ресурсным техникам, например, аффирмациям или ритуальному
прощению. Настоящий, необратимый результат возможен, наоборот, только
при осознанном и бесстрашном усилении страдания вплоть до его полной
трансформации - в христианстве это называется "принять страдание" -
потому что во всех тонких телах и в физическом теле при этом не должно
быть сопротивления и напряжения, они должны быть расслаблены. Можно
предположить, что идея подставить левую щеку, если тебя ударили по
правой - это не столько буквальная инструкция, сколько метафорическое
описание данной техники усиления ощущений либо ее каузальный вариант.
Этот принцип - расслабившись, идти навстречу страданию (т.е.
усиливать его) - определяет также структуру медитаций астрального,
ментального, каузального и других уровней.
Еще один важнейший принцип в трансформации энергии любого телесного
уровня - никогда не отвлекаться на содержание эпизода, интересуясь лишь
структурой практики и удерживая себя на каждом ее этапе до получения
ожидаемого на этом этапе результата.
Описание медитативных техник для ментального и последующих уровней
выходит за рамки данной короткой статьи; дадим здесь одну из техник астральной медитации.
Первые шаги уже известны, это вход в трансформирующую медитацию любого
тела: вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию, определить эмоцию,
расфокусировать первое внимание по всему телу, расслабиться и углублять
расслабление в течение всей медитации.
Дальнейшие шаги:
- Продолжая расслаблять тело, усиливать негативную эмоцию до возможных пределов (при этом возникает впечатление, что она выходит из тела и заполняет весь мир) и продолжать это усиление еще и еще, за пределы возможных границ. При этом могут, например, течь слезы, но тело должно оставаться расслабленным - это возможно при осознанном и бесстрашном страдании. Запредельная ярость без сжатых кулаков и стиснутых зубов переживается как мощная энергетическая волна, освобождающая тело. Однако начинать медитацию следует с иньской эмоции (страх, обида, уныние и т.д.).
- Обратить внимание на момент, когда негативная эмоция внезапно исчезнет или перейдет в свою противоположность (например, страх - в агрессию, или наоборот) и точно так же усиливать противоположную эмоцию.
- Повторять эти перевороты (т.е. циклические переходы иньской и янской энергии) до тех пор, пока не возникнет нейтральное эмоциональное состояние (т.е. иньская и янская энергии интегрируются в целостную энергию ци). Обычно достаточно одного полного (инь-ян) цикла.
- Сделать проверку: снова ассоциированно войти в проблемный эпизод. Эмоциональному покою, созданному успешно выполненной медитацией, сопутствуют новые, конструктивные мысли о данной ситуации (изменения на ментальном плане) и комфортные ощущения в теле (изменения на эфирном плане).
синхронно участвуют разные телесные уровни. В данных медитациях работа
начинается с ментального и охватывает все нижележащие уровни. При таком
способе действий гарантировано улучшение физического состояния, т.е.
некоторое приближение к исцелению. С помощью такой многоуровневой
медитации можно снимать любое обострение хронических заболеваний и
вылечивать острые заболевания. В таких случаях медитации должно
предшествовать выслеживание симптома, т.е. мысли и фрагмента картины
мира, порождающих симптом.
О позитивных изменениях на более тонких планах - каузальном или
буддхиальном - также можно говорить, однако эти изменения, если они и
будут, достаточно иррациональны и случайны, нет никаких гарантий, что
они произойдут. Для того, чтобы получить запланированные изменения на
более тонких уровнях, т.е. ликвидировать каузальный тупик, необходима
каузальная медитация, описание которой не входит в задачи данной статьи.
Упомянем только, что в этом случае оптимизируется событийный поток.
Аналогично, можно сформулировать правила трансформации энергии
буддхиального тела. В результате приходит восприимчивость к все более
тонким ценностям и граням ощущения "я", чувствованию миссии. Личность
освобождается от всех искажений, соответствующих проработанному эпизоду.
Уже говорилось о том, что в традиции принято прорабатывать каждый
уровень отдельно. На это тратятся годы (сначала на проработку эфирного
тела, потом астрального и т.д.) Скажем, хатха-йога - это трансформация
энергии, в основном, физического и эфирного тел; бхакти-йога -
трансформация энергии астрального тела, раджа-йога - ментального,
карма-йога - каузального и т.д. В психологии для решения проблемы также
принято использовать отдельно техники, предназначенные для разных тонких
тел (рефрейминг - работа с ментальным планом, ресурсные техники - с
астральным и т.д.).
Мы верим, однако, что современный человек (если он достаточно зрел и
реализован в серьезной профессии) в принципе обладает достаточно
развитыми концентрацией и чувствительностью, чтобы перейти от
постепенного прохождения телесных уровней к единой универсальной
медитации, синхронно включающей все планы от физического до
буддхиального и сознательно трансформировать энергию всех уровней,
реально приближаясь к целостности и соответствию своей миссии, и при
этом оставаясь социально успешным мирянином. Естественно, что если
практики, подобные описанным, становятся образом жизни и применяются к
тысячам эпизодов (практика перепросмотра личной истории), позитивные
изменения охватывают все большие контексты, что ведет к все более
полному исцелению всех тонких тел. Как и в традиции, здесь не должно
ставиться конкретных задач, как это принято обычно в психологии (все, на
что претендует человек, движущийся в традиции, это лишь очень
постепенное накопление личной силы). Непрерывно практикуя синхронную
медитацию, этого можно достичь на порядок быстрее, чем в традиции.
Известно, что миссия задается и фиксируется моментом рождения и
пребывает в тонком плане, а жизнь заключается в том, что миссия
опускается в плотный план - к сожалению, слишком часто в виде проблемы
(по типу страх - симптом). В предлагаемых здесь многоуровневых техниках
этот механизм используется в его целебном аспекте (по типу
энергетическая практика в более плотном плане - внесение результата в
более тонкий план). Это отличает предлагаемую здесь практику от того,
что обычно используется и в традиции, и в общепринятых психологических
подходах.
[1] Для описания структуры удобно воспользоваться схемой тонких тел (см., например, описание А.Подводного).
[2]Содержательное наполнение терминов "первое внимание" и "второе внимание" здесь отличается от описанного Кастанедой.
Статья опубликована в журнале "Вестник интегративной психологии", Ярославль, 2003.
Комментариев нет:
Отправить комментарий